Регламент нужен, чтобы построить договорную работу в организации, а также по возможности сбросить необходимость долгих переговоров и согласований (это самая непродуктивная и рутинная часть работы).
Зачем нужен регламент договорной работы
Договорную работу нужно сформировать как бизнес-процесс: обеспечить ее эффективность, скорость принятия решений, взаимодействие всех заинтересованных лиц. В итоге должен получиться структурированный, продуманный результат — договор, который приносит экономические выгоды и страхует от рисков. Для этого нужен регламент договорной работы, который поможет:
- 
	
Организовать бизнес-процессы договорной деятельности.
 - 
	
Оптимизировать сроки выполнения процедур составления и согласования договоров.
 - 
	
Улучшит качество подготовки договоров.
 - 
	
Снизит правовые риски.
 - 
	
Организует защиту интересов.
 - 
	
Повысит прозрачность деятельности и процессов принятия управленческих решений.
 
Два подхода работы с договорами в компании
Работу с договорами в организации можно вести двумя способами:
- 
	
Централизованный подход подразумевает наличие специального структурного подразделения или рабочей группы, которая занимается договорами. Задача исполнителя — доставить проект договора в этот отдел, а согласованием, учетом и хранением занимаются специалисты.
 - 
	
Децентрализованный подход предполагает, что каждый исполнитель ведет свои договоры самостоятельно. Даже если в компании практикуется такой подход, хранить все оригинальные экземпляры договоров нужно в одном месте: у секретаря, юриста или в канцелярии.
 
Чтобы договорная работа проходила без ошибок, нужно внедрить в компании единые правила подготовки и заключения договоров. Когда есть система — становится неважно, кто занимается договором, потому что сотрудники следуют четкой пошаговой инструкции. Не забудьте разделить зоны ответственности структурных подразделений и сотрудников. Юристы, производственники, финансисты, руководители захотят добавить в договор пункты, важные для них.
Координируйте действия всех сотрудников и руководства на каждом этапе движения договора. Работу над договором всех заинтересованных подразделений должен контролировать один исполнитель. Желательно, чтобы это был коммуникабельный и уравновешенный человек.
Зафиксируйте общие правила документально:
- В едином документе.
 - В нескольких связанных между собой локальных актах.
 - В отдельных документах, регулирующих отдельные этапы: положение о претензионно-исковой работе, порядок проверки контрагентов.
 - В отчетности об исполнении договора указывайте, эффективен ли он, какие появляются проблемы. Этот опыт поможет при разработке следующих договоров.
 
Начинаем работу над договором
Работа над договором начинается с переговоров с клиентами, контрагентами. Из обсуждений становится ясно, когда пора готовиться к сделке и начинать работать с проектом документа.
Сначала он отправляется на согласование — как с внутренними, так и с внешними клиентами (партнерами). Далее проходит этап подписания и, наконец, начинается этап исполнения. В процессе договор где-то должен храниться, но к нему нужно открыть доступ и проследить, что у всех заинтересованных сторон есть копии документа.
Если стоит вопрос о завершении короткой сделки или длящихся отношений, нужно продумать процедуру продления, подписания дополнительных соглашений.
Подготовка договоров: этапы и мероприятия
Схематично алгоритм действий по подготовке договоров выглядит так:
создание договора сотрудником — согласование договора с юристом — согласование договора с другими сотрудниками — подписание договора руководителем предприятия — регистрация договора — отсылка копии договора партнеруКонечно, в реальности схема будет гораздо сложнее с учетом всех замечаний. Оптимальным решением будет выбрать способ заключения договора (например, заключить его с контрагентом напрямую или устроить конкурсную систему отбора партнера), разработать структуру договорных отношений (права, обязанности, ответственность). Потом подготовить текст и подтверждающие документы. Не забудьте утвердить ответственных за исполнение договора.
После сбора всех пожеланий вносятся изменения, утверждается окончательная редакция и договор подписывают.
Следующий этап — отслеживание исполнения договорных обязательств. Ответственные проводят инструктаж работников, участвующих в исполнении договорных обязательств, и разрабатывают меры по улучшению договорных отношений.
Что должно быть в регламенте договорной работы
В регламент договорной работы обязательно включают аспекты:
- 
	
Порядок подготовки проектов договоров.
 - 
	
Процедуры проверки контрагентов.
 - 
	
Согласование условий с заинтересованными сотрудниками.
 - 
	
Согласование договоров с контрагентами.
 - 
	
Порядок подписания договоров уполномоченными лицами.
 - 
	
Организацию исполнения договоров.
 - 
	
Контроль за исполнением договоров.
 - 
	
Порядок претензионно-исковой работы.
 - 
	
Хранение и архивирование.
 
Важные моменты подготовки регламента договорной работы: чек-лист
Продумайте заранее:
- 
	
Формат, в котором предоставляется проект договора для согласования. Например, для предварительного рассмотрения договор может быть передан в юридический отдел и другим подразделениям по электронной почте.
 - 
	
Кто несет ответственность за проверку контрагента и полномочий лиц, подписывающих договор.
 - 
	
Правила визирования договоров начальника юридического отдела и порядок исправления договора после замечаний юристов.
 - 
	
Сроки рассмотрения договоров юридическим отделом.
 - 
	
Порядок согласования договора с другими заинтересованными отделами.
 - 
	
Порядок обсуждения договоров, которые содержат сведения, относящиеся к коммерческой тайне.
 - 
	
Как поступать с договорами, по которым не было принято общее решение (например, юристы не могут одобрить, а контрагент отказывается менять текст).
 - 
	
Порядок внесения договоров в реестр договоров.
 
На что нужно также обратить внимание:
- 
	
Учесть особенности и условия работы компании.
 - 
	
Определить перечень и функции подразделений предприятия, ведущих договорную работу.
 - 
	
Установить содержание выполняемых при этом действий, порядок и сроки их осуществления.
 - 
	
Закрепить схемы подготовки договорной документации и учета исполнения договоров.
 - 
	
Предусмотреть ответственность конкретных работников, их права и обязанности.
 
Что важно юристам:
- 
	
Обеспечить соблюдение требований действующего законодательства, учет актуальной судебной практики.
 - 
	
Обеспечить соответствие договора интересам компании.
 - 
	
Проверить правоспособность и легитимность контрагента.
 - 
	
Составить исчерпывающий перечень дополнительных документов.
 - 
	
Подтвердить исполнение договора.
 - 
	
Предусмотреть риски.
 - 
	
Продумать гарантии защиты прав и интересов компании.
 - 
	
Определить возможности и алгоритмы формирования доказательств в случае невыполнения партнером своих обязательств.
 
Основные риски
9 распространенных рисков, с которыми вы можете столкнуться при подготовке договоров:
- 
	
Заключение договора с проблемными контрагентами.
 - 
	
Наступление неблагоприятных последствий, вызванных недостатками договора.
 - 
	
Превышение полномочий лиц, подписавших договор.
 - 
	
Истечение срока полномочий.
 - 
	
Изъяны в доверенности.
 - 
	
Отсутствие лицензий и других специальных разрешений на осуществление деятельности.
 - 
	
Потеря документов в процессе согласования исполнения.
 - 
	
Затягивание сроков согласования договорных документов.
 - 
	
Нарушение сроков и этапов исполнения договора.
 
Как противостоять рискам и бороться с нарушениями: 10 советов
Чтобы минимизировать угрозы, которые исходят от недобросовестных контрагентов или невнимательных сотрудников, следуйте этим правилам:
- 
	
Анализируйте бизнес-процессы и методы работы компании: выявляйте проблемы, основания для судебных споров, организуйте претензионную работу.
 - 
	
Разработайте формы договоров и отчетной документации.
 - 
	
Разработайте алгоритм договорного документооборота с учетом задач по созданию, корректировке, заключению и исполнению договоров.
 - 
	
Определите участки ответственности и компетенций руководителей, юристов, финансистов, исполнителей.
 - 
	
Разработайте рабочие и должностные инструкции по договорной работе.
 - 
	
Проводите инструктаж и обучение сотрудников, связанных с договорным документооборотом, Например, на собрании определяйте, что делать с поступившим договором, как решать спорные моменты, на что обращать внимание.
 - 
	
Внедрите систему оптимизации договорной работы
 - 
	
Проводите аудит — регулярную проверку корректности работы системы, выявляйте проблемы.
 - 
	
Проводите консалтинг и обучение сотрудников.
 - 
	
Помните, что создание, отладка, проверка и совершенствование системы работы с договорной документацией требуют привлечения в договорной отдел квалифицированных юристов.
 
Смотрите также. Договорное право: предмет, условия договора
